Геймификация: как сделать так, чтобы персонал получал удовольствие от работы

Геймификация в бизнесе

Об играх в бизнесе говорят давно. Еще в 2012 году аналитики Gartner предрекли скорую популярность этой технологии. Тогда же они посчитали, что до начала массового использования этой технологии осталось 5 — 10 лет. То есть, как раз наше время. Что же так привлекает мировых бизнес гигантов в игровых технологиях?

С одной стороны, вовлекая сотрудников в игровой процесс, проще повысить производительность. И этим пользовались еще в советские времена (вспомните соцсоревнования). С другой – игровые сервисы вполне могут применяться для стимулирования потребителей покупать товары и услуги. ©Forbes, «12 технологий, которые изменят мир».

Я же могу сказать следующее: самая большая польза от игры — в том, что она позволяет получить удовольствие от работы. Так или иначе, в бизнесе чаще всего удовольствие имеет отложенный характер: сегодня делаешь, а завтра получаешь. Получаешь желаемое состояние через призму/фильтр денег. Так уж исторически сложилось, что большинство наемного персонала сегодня меняют время своей жизни на деньги, и часто именно деньги являются мерилом успешности найденного рабочего места. В идеале человек, занимаясь каким-либо делом, подсознательно преследуют три цели: материальная обеспеченность, развитие и получение удовольствия. А по факту получаем немного другую картину.

Для примера давайте считать, что «Удовольствие» - это еще одна валюта. В результате получается такая логика:

«Работа» - это то место, где человек расходует запасы «Удовольствия» с целью получить деньги, которые потом относит в то место, где можно получить товары или услуги, которые приносят искомое «удовольствие».

В результате еда становится предметом наслаждения, кино необходимо все эмоциональнее да помасштабнее, гонка за модой вообще превысила галактическую скорость. Пока доставили заказанный гаджет, вышел следующий. Удовлетворяет ли человека все выше перечисленное? И да, и нет.

Удовлетворяет да, насыщает - нет. В результате нужно все больше денег от работы, которая забирает «удовольствие», чтобы было больше денег на «удовольствия». Замкнутый круг.

Проблема в том, что в изначальном уравнении утеряна одна составляющая – удовольствие, которое человек должен получать, выполняя работу. Геймификация позволяет закрыть этот вопрос. Это та технология, которая позволяет вплетать в повседневную деятельность классические игровые механики и их компиляции: уровни достижений, соревнования, квесты и многое другое.

Удовольствие от работы — это естественная форма развития. Мы подошли к необходимости геймификации бизнеса с целью дать сотруднику необходимую часть деятельности – получение удовольствия. Чтобы вечером с радостью домой, а утром с удовольствием на работу.

С кем играть?

Чем больше компания или отдел зависит от человеческого ресурса, тем более необходимы игровые методы.

HR и отдел продаж, на мой взгляд, - это те два подразделения, которые необходимо геймифицировать в первую очередь.

Подбор персонала – первое, на что нужно обратить внимание.

Если вы представляете большую компанию с возможностью формирования кадрового резерва, многоуровневого тестирования и т. д., вам проще справится с задачей подбора. Но даже в этом случае геймификация может быть вам полезной. Например, в 2010 году L’Oréal предложила соревновательную бизнес-игру Reveal. Игра, рассчитанная на выпускников вузов, была разработана так, чтобы воссоздать ожидания кандидатов от рабочей среды. А руководство американской армии под присягой дало показания в конгрессе, что интрактивная «Армия Америки» более эффективна, чем любой другой метод общения с потенциальными солдатами. Ее стоимость за 10 лет разработки составляла 33 млн $ против 700 млн $, затрачиваемых на рекламу армии ежегодно.

С помощью игры также можно обучать и тренировать персонал. Игра Libertex от компании Forex является замечательным начальным симулятором биржевых торгов, а, кроме этого, еще и инструментом влияния. Фармацевтическая компания Astra Zeneca, чтобы обучить своих агентов свойствам новой продуктовой линейки, создало онлайн игру, в которой сотрудники проходили мини-игры и тесты по свойствам продуктов. Да, это крупные корпорации, которые могут позволить себе разработку собственной игры. Но любой, даже малый бизнес, может использовать «Cash Flow» или «Business Poker». Главное — четко поставленные цели.

Что касается отдела продаж, тут редко подойдет готовое решение для геймификации процесса, поскольку каждый бизнес имеет свои нюансы, историю, опыт и тут, по-хорошему, лучше разработать уникальную программу. Но какие-то определенные навыки можно развивать и с помощью готовых игр. Например, наша собственная разработка — бизнес-покер создавалась, как платформа для тренировки переговорных навыков. С её помощью можно тренировать и навыки наблюдения за партнером, и внимательность, и быстрое принятия решений.

Обратите внимание на любую сетевую компанию – во многих из них применяют схемы геймификации, которые могут стать хорошими примерами.

Итак, существует два варианта геймификации бизнеса: готовое решение или разработка собственной корпоративной игры.

Готовая игра: Cashflow, Монополия и подобные

Даже самый малый бизнес может позволить себе освоить «Cashflow» или, в крайнем случае «Монополию». С их помощью можно смело тестировать потенциальных сотрудников отдела продаж.

Cashflow – объективно самая известная и растиражированная на сегодняшний день игра, которую чаще всего используют в бизнес формате. Игра смоделирована американским экономическим гуру Робертом Кийосаки.

Чему можно научиться и что понять, играя в «Cashflow»?

  • Игра может помочь людям улучшить их финансовый здравый смысл 
  • Ход игры вынуждает ценить время
  • Игра требует следить за своими собственными средствами и проверять расходы
  • Игра дает возможность учиться у партнеров по игре
  • В игре люди обнаруживают свои истинные стратегии — те, которые не замечаются в ходе жизни, и могут быть не зафиксированы никогда.
  • Игра предназначена для того, чтобы давать любому игроку индивидуальную обратную связь.
  • Установка игры состоит в том, чтобы научить игроков мыслить, находить выход из любой ситуации.

 

По мнению Роберта Кийосаки, минимум чему можно научиться, играя, - это планировать собственный бюджет, узнать основы экономической грамотности, бухгалтерского учета и инвестирования.

Монополия – «бабушка» умных игр. У нее есть множество пиратских копий: «Бизнес по-русски», «Менеджер», «Днепрополия» и так далее. На протяжение многих лет «Монополия» сохраняет свою популярность среди огромного количества людей. Во-первых, она прекрасно поднимает настроение и дарит множество положительных эмоций. Во-вторых, игра формирует культуру общения, благодаря тесному взаимодействию участников друг с другом. В-третьих, в процессе игры развиваются задатки предпринимательства и финансовой грамотности, совершенствуются математические знания, логическое и стратегическое мышление, чувство тактики. Немаловажным является и то, что игра «Монополия» тренирует память, развивает внимание, а также раскрывает лидерские задатки, самостоятельность, ответственность и стремление человека самому быть хозяином своей жизни. В дополнение к этому, вырабатываются такие качества, как умение ждать, терпение, усидчивость, спокойствие.

Кроме общеизвестных игр есть и готовые локальные решения, коучинговые трансформационные экономические игры. Любая игра подобного плана - это законченный продукт, в котором обычно увязано от 4 до 15 игровых механик. Так что такой вариант вполне подходит для того, чтобы оценить преимущества геймификации в бизнесе.

Cобственная корпоративная игра

Преимущество собственной разработки - в том, что она заточена под компанию и ее актуальные процессы. Создание такой игры делится на несколько классических этапов:

Первый – определение цели и описание результата игры;

Второй – определение механик, стратегий и алгоритмов которые будут применятся в игре;

Третий – собственно, говоря проектирование игры. Тут есть три самых распространенных подхода:

  1. Копирование – изучаем западный рынок (как минимум, то, что есть в открытых источниках) и повторяем для своих нужд.
  2. Адаптация – когда за основу опять же берется некий готовый продукт, его механика, логика, алгоритмы. Меняется контекст и встраиваются механизмы достижения поставленной цели.
  3. Создание игры с нуля – на сегодня уже есть несколько тренинговых центров которые предлагают обучение по данному вопросу.

Четвертый этап – тестирование в реальных условиях и, при необходимости, внесение корректировок.

Перед игрой важно подготовить коллектив. Проясните необходимость этого процесса, в первую очередь, персонально для участников игры. Находясь же в игре, нужно играть. А оценивать результат, ведущего, игру - по итогу, а не в процессе.

На что обращать внимание при выборе игротехника? Визитная карточка такого специалиста — его собственная готовая игра: настольная, компьютерная, социальная. Посмотрите, в первую очередь, на наличие готовых универсальных решений.

Наличие своего продукта и навыков игрового конструирования - это одна сторона медали. Понимание бизнес задач заказчика - другая. Именно понимание целей клиента стоит в основе качественного игрового продукта. Убедитесь, что тренер разбирается в бизнесе и его процессах.

И, конечно, стоит оценить такие показатели как суммарное количество участников в его открытых проектах, количество проданных лицензий на использование, методы продвижения, наличие авторского права. Одно дело - создать продукт, совсем другое - донести его ценность миру.

84356b3232e01c20822be1766a5c29d6 

  • Константин Галюк - учредитель компании Makers Game Group
  • бизнес-тренер, предприниматель,
  • соавтор тренинговых игр: Goal MAker$ и Goal MAker$ Business Version,
  • разработчик технологии постановки и проработки цели Goal Mаker.
  • Автор тренинговой игры "BUSINESS - POKER".

 


 

Подпишитесь на новости бизнеса и статьи Национального тренингового агентства!


Рекомендуем почитать:

Рекомендуем посетить тренинг: