“Деньги и свобода нужны, чтобы реализовать мечту детства!” Интервью с Владимиром Спиваковским

Обучение топ-менеджеров

От редакции: Владимир Спиваковский - признанный эксперт в сфере образования. Он растит успешных бизнесменов в частном киевском лицее “Гранд” и занимается реформами украинского образования. Но заканчивается ли процесс обучения с достижением определенного возраста и статуса? Вопрос риторический. Об этом - обучении взрослых и успешных - мы и поговорили.

О специализации, узкой и широкой

В 21 веке 80% людей склонны к узкой специализации – лётчики, повара, журналисты, строители, учителя, спортсмены … Однако в бизнесе, в условиях лавины информации и необходимости принимать ответственные решения в условиях ограниченного времени и ресурсов, нужны люди с широким спектром умений. Потому что руководителю бывает некогда выслушивать десятки противоречивых мнений экспертов в бесплодных дискуссиях, а все эти эксперты должны быть в одной голове. Как у космонавта.

При этом это универсальные… не солдаты, а генералы. Кстати, в Америке их так и называют «generalists». Эти люди многоумелы и компетентны одновременно во многих делах.

Например, врач может быть только узкопрофильным офтальмологом и зарабатывать 3-5 тысяч грн. Но если он знает английский язык и совершенствуется благодаря быстрому освоению мировых технологий, то он может зарабатывать 5-10 тыс. грн. Если при этом он прекрасно юзает в интернете и может давать консультация онлайн, то может рассчитывать на доход 20-30 тыс.грн. А если он еще окончит курсы по бизнесу и менеджменту, то сможет вполне открыть свою клинику и не смотреть в ресторане сколько что стоит.

Проблема заключается в том, что в мире огромная нехватка таких дженералистов-компетистов. И их не только нигде не готовят, но и не раскрывают им новые перспективы. Хотя умных и смекалистых студентов достаточно много. Им просто нужно дать ориентир.

Мало кто знает, что в Европе сегодня 10 000 вакантных мест (!) с доходом от 1 миллиона евро в год. Это управляющие крупными сетями питания, топ-менеджеры авиалиний, директора инвестиционных фондов, банков, хабовые логисты и даже тренеры топовых футбольных клубов. Вот откуда проистекает низкий сервис в самолетах, проблемы с качеством питания, банкротства банков и круговорот одних и тех же тренеров часто проигрывающих команд, несмотря на их миллиардную капитализацию и огромные зарплаты игроков.

Всё труднее найти нужные кадры, которые могли бы выполнить работу на нужный конечный результат.

Об обучении взрослых и успешных

Вот живет себе ТОП-менеджер и он всем доволен. Можно расширить спектр своих интересов смежными или несмежными делами-навыками-компетенциями. Например, начать писать картины и создать картинную галерею. Или реализовать мечту детства. Собственно, для этого и нужны деньги и свобода – чтобы реализовать мечту детства.

Если же не дают покоя амбиции расти вверх, то надо понять какой позиции ты хочешь достичь? Если – политической, то надо обзаводиться новыми полезными связями. Если – уехать жить за границу, то учить язык. Если накопившихся денег достаточно, чтобы их куда-то инвестировать, то надо найти нишу и изучить её.

Вот пример. Недавно один китайский миллиардер (инженер-химик, владелец многих заводов, из интеллигентной семьи ученых, 43 года), обнаружил у себя несколько свободных миллиардов и начал думать, что с ними делать. Проведя небольшой маркетинг, он выяснил, что единственной огромной отраслью в мире, в которую никогда не вкладывали огромных инвестиций, осталась отрасль образования. Ещё он предположил, что и через 30 лет детям надо будет учиться, так что образование останется актуальным делом.

И он решил вложиться в кардинальное обновление системы образования, и даже объявил всемирный конкурс на лучшую систему образования для Китая и для мира (я знаю об этом в подробностях, потому что мы подали свой проект 7W на этот конкурс). Так вот, этот китайский бизнесмен погрузился в изучение системы образования.

Об MBA

Думаю, что у МВА не так много перспектив. Вот уже даже Ernst&Young объявили, что они готовы принимать на работу не только без МВА, но даже без университетского диплома. А доучивать будут сами, целевым образом. МВА стоит дорого, но там дают не столько знания, сколько новые связи и знакомства. В половине случаев в МВА идут учиться те, у кого нет работы сейчас и определенности в будущем, а родители готовы оплатить.

Достаточно опросить HR в ведущих компаниях, чтобы убедиться, что статус МВА не дает особых привилегий при устройстве на ТОП-должности, и уже не очень ценится. Важно – что ты умеешь-хочешь-можешь сделать на результат. Я, например, как руководитель корпорации, вообще не смотрю на дипломы и сертификаты. А просто разговариваю с человеком, задавая ему 10-15 нужных для меня вопросов.

О тайм-менеджменте

Где найти время на обучение, когда его совсем нет? У меня есть три ответа: а) надо научиться всё делать быстро; б) надо научиться отделять главное от второстепенного; и в) надо научиться переключать внимание с одного дела на другое.

Мой учитель всегда говорил мне великую фразу, которая с тех пор стала неотъемлемой частью меня: «Дело надо делать между делом». Таким способом мне удаётся сделать в три раза больше, чем если всё делать последовательно, при этом, что важно – не уставая.

О навыках, необходимых для успеха

Таких компетенций в моём списке около 100. Основные такие:

  • работа в команде;
  • клиповое мышление;
  • успевать всё делать вовремя;
  • устанавливать коммуникации;
  • ориентация на результат;
  • интуиция;
  • умение слушать и слышать;
  • навыки публичных выступлений с тем, чтобы долго удерживать интерес аудитории;
  • умение структурировать и фильтровать информацию.

О том, можно ли сделать себя самому

Можно, но трудно и не так уж это необходимо. Даже если ты сделал себя сам, то как ты выйдешь на публику и что скажешь: я всего добился сам, мне никто не помогал, никто не учил, никто не окружал?… Это выглядит глупо, неправильно, неблагодарно и неблагородно. Наоборот, лучше говорить, что у тебя были великие учителя, что тебе многие помогали, и рядом всегда были надежные люди.

Тем не менее, конечно, можно сказать, что Билл Гейтс и Марк Цукерберг сделали себя сами, не получив наследства. В наше время в бизнесе тоже можно достичь высот самостоятельно, но для этого нужна достойная цель, особая изворотливость, связи и везение. Это если нет денег.

О разнице в обучении взрослых и детей

Я думаю, что и для детей, и для взрослых уместна формула, которую мы выработали и проверили: 20:80, как по закону Парето. 20% времени надо уделять фундаментальным теоретическим знаниям (без них – никуда). А 80% времени – практическим кейсам, которые развивают soft skills – все нужные навыки, умения и компетенции, которых так не хватает для успешной и счастливой жизни.

 

Владимир Спиваковский 

  • Владимир Спиваковский - Президент корпорации "Гранд";
  • учредитель конкурса "Бренд года"; 
  • член ассоциации лучших школ мира Accreditation International
  • участник образовательных реформ в Украине.

 

 


 

Подпишитесь на новости бизнеса и статьи Национального тренингового агентства!


Рекомендуем почитать: